Я нашла письмо, и адресант, и адресат которого давно умерли, поэтому считаю себя вправе его опубликовать. В международный день феминизма это, по-моему, очень актуально. Письмо моей бабушке, написано более 50 лет назад. Авторскую орфографию и пунктуацию старалась сохранить.
"Евгения Ивановна, здравствуйте! Удивлению вашему не будет границ, когда получите мое письмо. Да и в самом деле, знакомство в пути, что оно могло дать. А вот все-таки вспоминаю наше знакомство, наш разговор, и очень хочется продолжить наш разговор. Кто его знает, удастся ли это сделать устно, на письменно я выполняю своё желание.
Работаю я в управление юго-восточной железной дороги старшим инженером, но вот уже второй месяц "сверхсрочник" (имею в виду пенсионный возраст). И как всякий человек в возрасте, а женщина в особенности, переживаю возраст, вернее старость. Кажется, что жизнь пробежала бегом, и все было так недавно, а не 30 лет назад. Ушло всё, молодость, здоровье, и личное счастье.
Ну первое закономерно, законы жизни природы одинаковы для всех, и я не исключение. Но последнее - зачем так случилось, то что я осталась одна не моя вина. А причина моей старости. И в этом трагедия, что душа и сердце не хотят стареть поддаваться старости.
Познакомились мы на студенческой скамье с моим мужем в 1932 году. В 1934 году мы уже были мужем и женой. Пять лет студенческой жизни, молодой, жизнерадостной, в коллективе таких же, как мы молодых, полных сил и надежд на все хорошее будущее. Разве такое забывается. Кончили вместе институт, в один день защитили дипломы, вместе поехали работать. 25 лет работали вместе, не разлучались войну. За это время я сделалась старухой, а молодость осталась только в воспоминаниях.
А он приобрел солидность и положение. Мне приходилось, как впрочем и большинству женщин, работать вдвойне и втройне. Основная работа, я ее никогда ни на один день не прекращала, мать и домашняя хозяйка. Он знал только свою работу и заслуженный отдых. Начальник дороги, собственная машина, всегда в окружении друзей, и искренних, и двуличных. Ну своя машина, значит, выезды на лоно природы. И вот здесь произошла непростительная ошибка, о которой женщина всегда должна помнить. Мне уже было под пятьдесят. Разумеется, и силы не те, и натопчешься, и недоспишь. (Слово неразборчиво) рад, я часто отказывалась от этих загородных прогулок, оставаясь одна.
Иногда просто отдыхая, но чаще используя это время на доделывание несделанного и подготовку к встрече с прогулки. "Друзья" в кавычках, очевидно, не дремали, в компании появились и женщины. Одна из них, как говорят, не растерялась: мужчина еще в силе, с положением, своя машина, взрослая дочь и старая жена.
Чего же не попробовать. А 20 лет разницы - чепуха, бывает и больше. Дело доходит до развязки, надо выбирать. И выбор сделан, молодость победила. А я одинокая старая (51 год) осталась одна. Муж ушел, дочь вышла замуж, подошел пенсионный возраст.
Я думала, что помешаюсь, что жизни конец. А вот нет, и жива осталась, работать продолжаю. А вот из сердца выбросить не могу. Мне бы возненавидеть его, но сердцу не прикажешь. И ложусь и встаю с мыслями о нём. Правда, этому способствует большой мере то, что мы вместе работаем. Бывают дни, когда по нескольку раз в день встречаемся.
Сначала это была пытка - состояние такое прямо полуобморочное, темнеет в глазах, дрожат колени. Теперь уже это проходит спокойнее, только делается очень очень грустно. Рассчитывать на возвращение в полном смысле я не могу. Там у него уже в полном смысле другая семья. Родился ребёнок, который вправе требовать имя и отца.
И вот я живу воспоминаниями и былой большой любовью. Но теперь одинока и до конца дней. Вот так, Евгения Ивановна. И всё же в моем одиночестве, а иногда прямо-таки тоски вплетаются нити мечты о будущем, пусть даже очень коротком. Ведь годы жизни теперь уже не будут считаться десятилетиями, а единицами. Поработаю ещё годик, а потом всё же уйду на отдых, может быть, еще хватит силёнок поездить посмотреть хотя бы города-герои - Севастополь, Волгоград, Ленинград, (зачёркнуто слово "лучше") Прибалтику - да мало ли что. Наконец, Москву, в которой я была наездами не знаю всех её достопримечательностей. Знаменитые фонтаны Петергофа и др.
Правда, денег будет маловато заработала пенсию всего 72 рубля. Придется копить. Вот жизнь прожила, и каждый отпуск рвёшься на юг, и на другое не хватает времени.
Ну вот я и поговорила с вами, будет желание и время, напишите мне. Мне показалось, что у вас что-то тоже есть в жизни. Может быть, я ошиблась. Пусть, это даже к лучшему. До свидания, дорогая. Крепко жму руку. Искренне расположенная к вам, Екатерина.
5 февраля 1965 года"
Примечание. Вообще, это письмо так точно сформулировано, что всё, что бы я ни добавила, будет лишним. Но в "живых" обсуждениях я поняла, что к сожалению, не все считывают в этом тексте манифест русско-советского феминизма.
Я не хочу сказать, что муж этой женщины – плохой человек. Люди расстаются, всякое бывает, дело тут не в этом. Дело в том, что мужчина за 50 считает себя представительным человеком, который ещё может завести семью и детей, а женщина считает, что жизнь закончилась. Они именно так считают, потому что их так научило общество – начиная с семьи, и заканчивая фольклором. Женщину с детства готовили к работе в две и три смены, предупреждали о том, что "40 лет – бабий век", учили не высказывать своё мнение, не иметь высокую самооценку, не быть "слишком умной".
Первая волна феминизма дала нам возможность работать (и то, кстати, не всегда, например, женщину без образования, с судимостью и др. не возьмут ни на стройку, ни в шахту, ни пни корчевать, вариант прямо-таки один). Но эта возможность работать, как оказалось, не предполагает освобождения от тех обязанностей, которые выполняли женщины раньше. Это труд домработницы, кухарки, матери и, как говорит Наоми Вульф, «профессиональной красавицы». А если ты сопротивляешься – значит, ты просто ленивая.
Кстати, раз уж зашла речь о проститутках. Отношение общества к ним – утрированное, доведённое до крайности, отношение к женщинам вообще. То есть, беспредельная объективация, когда человека воспринимают как средство удовлетворения потребностей. Например, на прошлой неделе некий Дацик с монтировкой ворвался в петербургский бордель и провёл по улице голыми нескольких сотрудниц. Никто особенно не заметил и не отреагировал. Если бы это были «настоящие люди» - был бы невообразимый скандал.
Женщина из письма, по сути, тоже привыкла считать себя не человеком, а инструментом для удовлетворения чужих потребностей.
Патриархальная система точно так же лишает права выбора и мужчин. Нам всем предлагают набор вариантов, которые «можно» и «нельзя», чтобы выбрать что-то другое, нужно быть уверенным, проявить силу воли и пойти наперекор. Так могут не все, да и не всем в голову приходит. Может, нам бы тоже не пришло в голову вообще ничего, если бы не удачно сложившиеся обстоятельства в виде образования, книг, интернета. И нельзя людей за это судить, мы не все Михаилы Ломоносовы. Если бы с системой было всё в порядке - мы бы прекрасно в ней жили.
Так вот, мужчинам «нельзя», например, заниматься «женским» трудом, проявлять эмоции, а по сути, и испытывать тоже, жаловаться, и ещё много чего. В итоге человек не может поговорить с друзьями без алкоголя, не может получить поддержку, потому что никто не знает, что она ему нужна, не может вовремя обратиться к врачу. Да и вообще, жизнь человека, который выбирает возлюбленную как товар, вызывает не больше зависти, чем жизнь этого «товара».
Нам же, женщинам, с детства транслировали, что нужно сексуальную объективацию воспринимать как комплимент и награду за приложенные усилия. Не зря ж красилась и юбку выбирала. Мы это всё не выдумываем сами, оно не падает с луны и мы с этим, конечно, не рождаемся. В этом письме - не частный случай. Просто большинство людей делает то, чему их научило общество. Постепенно с возрастом мы «прощупываем» рамки дозволенного, понимаем, что вызывает одобрение, а что нет, и в том числе на этом строим свою модель поведения. А может, и личность. Поэтому мы такие.
В итоге мужчины за 50 оказывают знаки внимания студенткам, а женщины – считают себя старухами. Мужчины часто до последнего держат в себе эмоции, а потом кого-то убивают или умирают от инфаркта, а женщины часто манипулируют с помощью эмоциональных проявлений, точно так же лишаясь доступа к самим себе. Мужчины оценивают себя по результатам труда, а женщины – по внешнему виду. И никто - по тому, просто хорошие они люди или нет.
Мне всех нас очень жаль и за всех нас очень обидно. Давайте уже что-нибудь с этим сделаем.